Как я готовилась и сдавала CPE

В этом посте я расскажу, о формате экзамена СРЕ, как я готовилась и как все прошло на самом экзамене, какие задания попались и как я справлялась с ними.

СРЕ, то есть Certificate of Proficiency in English, считается одной из cамых престижных международных языковых квалификаций, так как показывает наивысший уровень владения английским языком по шкале Совета Европы.

Формат экзамена CPE

Я сдавала летом летом 2019 года, и формат экзамена имеет 4 части:

  • Чтение и использование языка (Reading and Use of English)
  • Письмо (Writing)
  • Аудирование (Listening)
  • Говорение (Speaking)

При этом чтение и использование языка проводятся как одна часть, а оцениваются отдельно.

CPE Reading and Use of English

Reading and use of English длится 1 час 30 минут и за это короткое время нужно успеть сделать 7 частей. В 1 части короткий текст и 8 пропусков с вариантами ответа – здесь тестируется как навык чтения и понимания контекста, так и ваш словарный запас, понимание контекстуального значения слова, необходимой сочетаемости и формы слова.

Во второй части дан короткий текст с 8 пропусками, и в каждый пропуск нужно вписать лишь одно слово в бланк, при этом здесь уже вариантов не дано, мы сами должны вписать пропущенное слово, опираясь на контекст. Здесь уже тестируется как словарный запас в целом, так и понимание связей в тексте, ведь зачастую пропущены союзы или вспомогательные слова – артикли и предлоги. Однако, на СРЕ эти слова и выражения, даже связки повышенного уровня.

В 3 части дается короткий текст и нужно вписать правильную форму слова – это тест на знание словообразования. Здесь тестируется знание сложных слов (особенно составители любят compounds).

Часть 4 представляет собой задание на трансформации, то есть 6 предложений, и каждое нужно трансформировать – дано начало и конец, и слово, которое нужно использовать не изменяя его формы. Здесь трансформация представляет собой от трех до восьми слов, включая данное слово. Например, дано следующее предложение:

I don’t think it was reasonable of you to complain so much about the service.

И дано слово justified, которое нужно использовать для следующей трансформации:

I don’t think you __________ fuss about the service.

В бланк следует вписать were justified in making such a. То есть полное предложение выглядит так:

I don’t think you were justified in making such a fuss about the service.

При этом важен каждый артикль и предлог – проверяется знание точных словосочетаний и грамматических конструкций.

В пятой части Reading and Use of English объемный текст и 6 вопросов по нему и 4 варианта ответа к каждому вопросу. В шестой части также текст, так называемый gapped text – текст с 7 пропусками. В эти 7 пропусков нужно вставить небольшие параграфы из опций, которые даны. Один параграф лишний, то есть на выбор есть 8 параграфов, из них только 7 подойдут в пропуски. Здесь проверяется понимание логических связей в тексте, при этом умение опираться на отсылки, как лексические, так и общие отсылки в содержании. Для меня это было настоящим испытанием, я потеряла много времени и нервов на этом задании в день экзамена.

В последней части – в 7 части – текст из нескольких частей и 10 вопросов. На каждый вопрос нужно подобрать ответ – а именно в какой секции был упомянут аспект в вопросе. Это тоже непростое задание и нужно выработать свою стратегию для него. Кто-то читает все секции сразу и потом сопоставляет – это традиционный вариант, рекомендованный Кембридж. Однако, можно читать по 1 секции и сразу соотносить информацию из секции ко всем вопросам и смотреть, что подходит. Как по мне, вторая стратегия более эффективна, особенно учитывая, что под конец этой части вы уже будете изрядно уставшими – поверьте.

Writing

На часть письмо дается также 1 час 30 минут. Состоит письмо из двух обязательных частей – эссе, и одно задание из предложенных во второй части форматов текста на выбор. Эссе пишется на основе двух небольших текстов, которые даны в задании. Следует обзорно представить ключевые мысли из текстов и академично и грамотно выразить свое мнение о проблеме. Например, могут быть даны два текста, которые выражают идею о проблеме лишь с одной стороны. Например, оба текста могут поддерживать идею о пользе видеоигр. Но могут быть представлены два текста, которые рассматривают определенную проблему или идею с противоположных сторон. Так, один текст может поддерживать идею о пользе видеоигр, а второй наоборот. И вам нужно будет передать своими словами – словами уровня С2 – основные идеи и еще обосновать свое мнение по этому вопросу.

Вторая часть раздела экзамена письмо состоит из нескольких заданий, и нужно выбрать лишь один формат текста, который будете писать. Во второй части попадаются задания формата статьи (an article), отчета (a report), обзора (review) и письма (a letter). Также, всегда дается вопрос по книге, которую Кембридж предлагает прочитать заранее – это задание называется set text и считается очень сложным, редко кто его выбирает на самом деле. В 2019 году Кембридж задал прочитать две книги: «Бруклин», автор Колм Тойнби; «Свет в океане», автор М.Стедман. Нужно проверять информацию о set texts на веб-сайте Кембридж, так как они обновляют требования каждые 2-3 года, но не чаще.

Listening

Аудирование представляет собой 4 задания на понимание сложных текстов с разными акцентами говорящих и на чрезвычайно быстрой скорости.

В первой части три коротких записи – небольшие диалоги, по каждому из которых нужно ответить на два вопроса с тремя вариантами ответа.

Во второй части представлен монолог или небольшая беседа в формате интервью. По этому монологу/беседе составлено краткое изложение с пропусками, которые нужно заполнить в ходе прослушивания. В третьей части интервью или обсуждение какой-либо проблемы – 5 вопросов с тремя опциями на выбор.

В последней 4 части аудирования представлены 5 коротких монологов на общие темы и нужно соотнести к каждому говорящему варианты, которые выражают его или ее идеи. Это задание является непростым, так как нужно соотнести два аспекта сразу по одному монологу. Эта часть требует предварительной тренировки.

Speaking

Говорение на экзамене CPE состоит из трех частей, в ходе которых мы взаимодействуем с экзаменатором и еще одним кандидатом. Иногда, если количество кандидатов нечетное, то сразу три кандидата сдают устную часть совместно, но в целом формат никак не меняется при этом.

В первой части говорения по очереди экзаменатор задает личные вопросы и вопросы на общие темы, скажем так, небольшая разминка.

Во второй части кандидаты обсуждают представленные фото и делают задание на принятие совместного решения по тематике картинок.

В третьей части каждый кандидат (сдающий) говорит по теме карточки. В карточке есть вопрос и несколько аспектов-подсказок, которые дают представление о чем необходимо говорить. Затем, экзаменатор задает вопрос другому кандидату по теме вашей карточки. И наоборот, когда другой кандидат говорит, то после его или ее спонтанного монолога зададут вопросы вам по теме карточки, которая обсуждалась.

И последние 4-5 минут экзаменатор может задавать вопросы по темам карточек и предложит кандидатам вести совместную дискуссию и выражать свое мнение.

Как я сдавала CPE

А теперь хочу написать конкретно какие темы попались у меня на письме, аудировании и говорении, а также что интересного было в ходе части Reading and use of English.

Итак, для начала хочу написать о своем опыте сдачи части Writing. В части эссе мне попались два текста на тему «Old and new homes», а именно там было об архитектурной важности старых построек, нужно ли обновлять дома и здания (о процессе реновации и ремонтных работах старых зданий), а также об исторической важности зданий.

Во втором тексте были представлены плюсы и минусы проживания в старых и новых домах для семей. Конечно же нужно было обзорно представить эти идеи своими словами и написать о своем мнении. Как видите, тема довольно непростая. Даже на русском трудно сообразить сразу как представить свое мнение по этой проблеме.

Я набросала план и написала ключевые слова, а также более сложный вокабуляр уровня С1-С2, который я включила в свое эссе.

Во второй части письма у меня был выбор из обзора, статьи, письма редактору газеты и две опции по set texts (по книгам, которые Кембридж задает читать заранее, а именно книги «Бруклин» и «Свет в океане»). Обзор был на фильм, посвященный путешествиям, так называемый road movie about travelling. Статья была на тему опыта работы, плюсы и минусы получения опыта работы в раннем возрасте. Именно статью я выбрала в качестве второго задания, так как я люблю писать статьи, и к тому же тема мне показалась удачной, и много хорошего словарного запаса по заданной теме было в голове в тот момент. Письмо редактору предполагало раскрытие темы о локальных проблемах окружающей среды. Окружающая среда, если честно, не самая моя любимая тема. Поэтому я также сразу отмела эту опцию. Здесь на любителя и вы должны оценивать свои знания, сможете ли вы написать сильный текст, хватит ли вам лексики высокого уровня для этого и оригинальных идей.

В разделе set texts (я писала о set texts в структуре экзамена) были две опции. Первая по книге «Бруклин»: нужно было написать о проблеме отношений главной героини со своей матерью. Хотя я читала книгу, но для меня это показалось довольно туманным. Если честно, то на тот момент, я слабо представляла, как можно написать сильный текст по заданным темам книг. Это мне кажется сложнее, чем тексты определенных моделей – письмо, обзор или статья. По второй книге, «Свет в океане», нужно было написать письмо — совет главной героине на темы потери ребенка, так как она не могла иметь детей и постоянно у нее были выкидыши. Даже на русском тема очень сложная и спорная. Я бы не выбрала такую.

В ходе говорения мне попалась карточка на тему опыта в прошлом, и как опыт учит нас. До этого в самом начале у меня спросили о важности истории среди прочих наук, и как я оцениваю свою способность запоминать новое. В ходе обсуждения картинок нам с другим кандидатом нужно было решить насколько важна внешность людей изображенных на фото, и насколько важна внешность в жизни вообще. Темы философские. Нужно быть готовыми ко всему, как говорится. Мой совет много читать на английском статей на социальную тематику, по всем основным темам, «начитаться».

Во второй части аудирования речь шла о Foley artists – было представлено исследование о важности профессии создателя звуковых эффектов в фильмах. В третьей части было интервью на тему карьерных перспектив в сфере журналистики. В четвертой, в самой сложной, по моему мнению части, было об отношении людей к спортивным телепередачам и какие преимущества просмотра таких передач. Ужас! Было очень сложно, если честно, хотя я люблю аудирование. Скорость речи говорящих была ошеломляющей и темы были не очень мне близки. Когда я открыла вторую часть и увидела незнакомый мне термин – foley artists, то сердце просто выскочило от страха и я была расстроена, но смогла взять себя в руки.

В части чтения я потеряла больше всего баллов, к сожалению. Тексты были очень сложными, и я застряла на задании с пропусками в тексте, это 6 часть в разделе Reading and Use of English. Этот текст был о разрушенном отпуске, и какие трудности были у человека в ходе отпуска. Сложность текста была в том, что личные рассуждения персонажа, словно inner speech, чередовались с описание событий и легко могли сбить с толку. Советую готовиться к этой части чтения более тщательно, исходя из моего горького опыта. В 7 части были тексты о разных профессиях и проблемами/трудностями в этих профессиях. Эти маленькие тексты были наполнены сложной лексикой и профессионализмами, что не делало их легкими для восприятия. В части словообразования были несложные слова, например, drawback, employees, generosity, leadership. В части Use of English я получила максимальный балл, не допустив ни единой ошибки. Это было везение на фоне неплохой тренировки и знаний.

Моя подготовка к CPE

К сожалению, будучи полностью загруженной преподаванием и получением образования одновременно, я не могла уделять много времени подготовке. Решение сдать СРЕ было спонтанным и скорее муж был инициатором, ведь я постоянно откладывала из-за нехватки времени на подготовку. Сейчас я понимаю, что не жалею, что попробовала сдать и сдала успешно. Конечно, не так блестяще как хотелось, но стоит отдать должное, что готовилась я совсем немного. На фоне уже подтвержденного Кембридж уровня Advanced C1, я зарегистрировалась на экзамен и было 3 месяца на подготовку, что совсем мало. Я прошла половину Proficiency Test builder от издательства Macmillan и 5 разделов учебника Objective от Кембридж. Это учебники, рекомендованные Кемридж. На официальном веб-сайте Кембридж вы можете найти эти рекомендации. Учебник Objective Proficiency очень классный, оснащен лексикой С2 и экзаменационными заданиями. Рабочая тетрадь в комплекте с дисками. Эх, было бы больше времени и сил на подготовку. Но в любом случае я пошла и попробовала. В будущем я надеюсь пересдать и получить grade B или даже grade A (очень амбициозно!). Однако, уровень С2 я подтвердила и возможно в будущем пересдам экзамен чтобы получить заветный Grade A.

Совет по подготовке к CPE

Будьте реалистичны в своих целях и не делайте как я, не бегите сдавать без надлежащей подготовки именно в формате экзамена, «накачайте» мозг лексикой С2, «начитайтесь» сложных текстов ведь чтобы сдать CPE мало просто знать язык на мега высоком уровне, но также нужно быть разносторонне подкованным человеком, чтобы быстро соображать и уметь писать и отвечать на каверзные вопросы на философские и социальные темы, при этом блистая своим словарным запасом. Не спешите, подготовка к такому экзамену может занять годы, явно не месяцы.

Всё в ваших руках, The world is your oyster!