Как я сдавала экзамен CAE (C1 Advanced)

Здравствуйте 🙂

В этом посте я поделюсь с вами опытом сдачи международного экзамена по английскому языку CAE (C1 Advanced). Это экзамен продвинутого уровня и является подтверждением уровня C1 (Advanced) по шкале Совета Европы.

Я расскажу что именно попалось мне в ходе экзамена, с какими трудностями столкнулась, а также поделюсь несколькими советами по подготовке.

Что такое C1 Advanced (CAE)?

C1 Advanced (До 2017 Certificate in Advanced English) – Это один из популярных экзаменов по английскому языку, который подтверждает ваше знание языка на уровне C1.

C1 Advanced принимается университетами, работодателями и правительственными учреждениями во многих странах мира, как показатель того, что вы достигли высокого уровня владения английским языком.

Данный экзамен требует уверенного владения английским языком. Из линейки Cambridge экзаменов сложнее пожалуй только C2 Proficiency (CPE) экзамен.

Уровень согласно CEFR: C1 (Advanced)
Формат экзамена: Письменный или компьютерный
Срок действия сертификата: Бессрочный
Состав экзамена:
  • Reading and Use of English
  • Writing
  • Listening
  • Speaking

Структура экзамена CAE

Лучше всего познакомиться со структурой экзамена поможет сайт Кембридж.

На одной из страниц сайта Кембридж вы найдете детальную информацию о каждой из частей, там есть удобный фильтр по каждой из четырех частей экзамена. Подробно расписана каждая часть экзамена, описаны все тайминги и нюансы.

Если коротко, то экзамен традиционно состоит из 4 частей, каждая из которых направлена на проверку определенных языковых навыков:

Часть экзаменаИз чего состоитЦель
Reading and Use of English (1 час 30 минут)8 частей
56 вопросов
Показывает, что вы можете уверенно работать с разными типами текста, понимаете как художественную литературу, так и газеты или журналы. Проверяет ваше владение английским языком с помощью различных упражнений, которые показывают, насколько хорошо вы контролируете грамматику и словарный запас.
Writing (1 час 30 минут)2 частиВам нужно будет написать два текста. Это может быть эссе / письмо / e-mail / обзор или отчет.
Listening (около 40 минут)4 части
30 вопросов
Проверяет вашу способность понимать "на слух" интервью, подкасты, презентации, беседы и повседневные разговоры на английском языке.
Speaking (15 минут)4 частиПроверяет вашу способность эффективно общаться лицом к лицу. Данное задание выполняется в паре с другим кандидатом.

Почему я решила сдать CAE

Я решила сдать экзамен C1 Advanced прежде всего из-за профессионального интереса.

Как преподаватель английского языка, я обязательно должна знать, какие бывают экзамены по английскому языку, как они проходят, какие трудности могут случитьcя. Такой опыт очень полезен для дальнейшего обучения людей, которые хотят сдать этот экзамен.

Кроме того, экзамен на уровень C1 это всегда настоящий вызов, ведь этот уровень требует хороших языковых навыков, и позволяет "размять кости". Для преподавателя очень важно держать себя в тонусе.

Также в общей линейке Кембридж видно что C1 Advanced (CPE) один из самых сложных экзаменов! Настоящий challange!

Подготовка к экзамену CAE

Я сдавала экзамен почти полгода назад. Поэтому не помню тонких подробностей, постараюсь поделиться общими впечатлениями от подготовки к каждой из частей экзамена.

В основном для подготовки я использовала материалы, которые выложил Кембридж у себя на сайте. Я выполняла чек-листы, регулярно тренировала Writing, учила новую лексику. В качестве учебника я выбрала Complete Advanced, а также Cambridge Advanced: Practice Tests.

В совокупности я готовилась около 4-5 месяцев. Однако мне приходилось совмещать подготовку с основной работой, поэтому я занималась не ежедневно, а 2-3 раза в неделю по часу или по полтора часа.

Часть Reading and Use of English в CAE

Экзамен начинается письменной частью.  В первой части вы читаете небольшой текст, который содержит  пропуски, и вам даны варианты ответа. Здесь проверяется понимание контекста и знание лексики, а также понимание текста в целом, так как помимо знания сочетаемости, нужно знать значения эквивалентов в контексте.

Текст нужно целиком, не стоит читать только лишь отдельные предложения с пропусками, так как часто можно упустить контекстуальное значение или не понять потребность в эквиваленте с определенной коннотацией.

Во второй части дается небольшой текст с пропусками, которые нужно самостоятельно заполнить лишь одним словом. Здесь стоит обращать внимание в целом на структуру предложения и на четкое использование грамматических структур, а также снова могут попасться устойчивые выражения, и часть этого выражения будет пропущена (одно слово, которое стоит вписать).

Третья часть традиционно представлена текстом с пропусками и дан корень слова, и нужно его преобразовать, то есть типичное задание на словообразование. Однако, здесь тоже следует обязательно учитывать контекст, а особенно наличие отрицательных префиксов или суффиксов, учитывать какая именно часть речи нужна в данном контексте.

В четвертой части Reading and Use of English задание на языковые трансформации. Здесь нужно обратить внимание на ключевое слово, которое дано для трансформации. Затем уже подумать какие другие слова нужно поменять, чтобы трансформация была корректной с позиции грамматики и четко передавала смысл исходного предложения. Нужно помнить, что нельзя менять заданное для трансформации слово, и нужно уложиться в лимит шесть слов, то есть можно добавлять от трех до шести слов, учитывая заданное слово. Давайте вспомним, рассмотрев пример:

Исходное предложение

Chloe would only eat a pizza if she could have a mushroom topping.

Дано слово для трансформации: on

Даны начало и конец предложения для трансформации:

Chloe _________ a mushroom topping when she ate a pizza.

И в итоге в бланк нужно будет вписать: insisted on having

После четвертой части начинается работа с текстами. Чтение – это сложная часть и многие зря недооценивают сложности этих заданий на экзамене.

В пятой части представлен текст большого объема и тестовые задания с вариантами ответа по нему. В ходе экзамена в этой части мне попался громоздкий текст о европейских архитекторах. В этой части несомненно проверяется не только детальное понимание текста, но и умение понимать скрытый смысл, словно читать между строк, то есть основываясь на тексте понимать отношение автора к происходящему, понимать отношение автора и мнение.

Затем следует еще три части чтения.

В шестой части представлено четыре коротких текста с мнениями, словно краткие обзоры на что-то. В ходе моего экзамена у меня было четыре текста, которые представляли четыре мнения о современном искусстве. И нужно было соотнести эти мнения с заданием, подобрать и сравнить тексты по отношению друг к другу. Здесь нужно четко находить ключевые фразы, которые помогают понять отношение автора к заявленной проблеме.

Седьмая часть для меня является настоящим испытанием.

Как бы я не тренировалась, трудно мне она дается. В этом задании нужно восстановить текст, вернее части текста. Кусочки текста нужно вставить в нужные места, заполнить пропуски тем самым. Проверка на понимание отсылок в тексте, умение восстанавливать логическую цепочку событий в тексте. Мне попался на экзамене САЕ текст о видео играх, и там главный герой рассказывал свою историю успеха создания видео игр. Сложность представляют так называемые flashbacks, то есть флешбеки, перенесение назад и вперед в событиях в ходе развития истории, то есть по тексту. Это довольно сложно, советую уделить этой части особое внимание.

В последней части Reading and Use of English один большой текст на определенную тему разделен на секции и ответом на вопросы к этой части является та или иная секция, где что-то упоминается. У меня был текст о проблемах окружающей среды разделен на секции. И разные специалисты, защитники природы представляли разные аспекты проблемы окружающей среды. А в вопросах к этой части спрашивалось, в какой секции текста A, B, C, D упоминается то или иное. Чтобы не потерять концентрацию я рекомендую свой подход, отличный от Кембридж рекомендации. Кембридж предлагает читать вопросы и сразу потом перечитывать все секции текста и соотносить их с вопросами после прочтения. Как по мне, то эффективнее работает следующее: вы читаете первую секцию, секцию А, и соотносите ее с вопросами, а потом также с каждой секцией. Почему так лучше? Потому что под конец этой части экзамена ваш мозг уже изрядно устанет и этот способ сэкономит вам время и поможет быстрее и правильнее найти ответы. Однако, здесь, конечно попробуйте оба способа и решите какой подходит именно вам, ведь здесь дело опыта, дело личное.

Часть Writing

В части письма есть обязательное эссе и второе задание одно на выбор – письмо, предложение (proposal),  отчет (report), обзор (review).

Мне попалась неплохая тема на эссе: какие сферы должно финансировать государство.  Было дано три аспекта, из которых нужно раскрыть два. Я выбрала образование и медицину, и аргументировала почему государство должно финансировать и развивать именно эти сферы. Не забывайте, что в конце в заключительном параграфе вы выбираете один аспект и делаете заключение, в котором пишете почему этот аспект наиболее важный. Я выбрала образование как самый важный аспект финансирования государством.

Подробнее о структуре эссе в САЕ я писала здесь.

Во второй задании я выбрала proposal. Нужно было предложить способы как улучшить программу университета с целью оздоровления образа жизни. Нужно было описать из чего состоит эта программа и как можно ее улучшить – здесь уже полет фантазии. Я писала о бесплатном абонементе в зал для студентов, и даже придумала внедрение консультаций со специальным диетологом, который бы оздоровил питание. Получилось неплохо.

Помните, что во втором задании вы должны знать структуры всех возможных форматов, при выборе определенного формата задания на экзамене выбирайте исходя из темы. Тема важна, так как вам нужно максимально показать словарный запас на высоком уровне, и придумать содержание по всем требованиям задания.

Часть Listening в CAE

Аудирование в САЕ разделено на четыре части, как вы помните. В первой части три коротких отрывка, мини-диалоги на несвязанные между собой темы и к каждому отрывку по два вопроса с вариантами ответов. Здесь мне больше всего в ходе экзамена не понравился последний отрывок о мужчине, который не знал как относится к глобальному потеплению и вопросы были дурацкими, тяжело было «ухватиться» за нужную деталь, хотя каждый отрывок прослушивается два раза.

Во второй части длинный текст с пропусками и нужно вставить одно слов или короткую фразу. Здесь мне не очень повезло с темой, так как попалось что-то о защите природы и проблемах с окружающей средой (да-да, эта тема у многих очень любимая, так как тяжело воспринимать научную информацию, связанную с этой темой).

В третьей части аудирования было интервью с европейским дизайнером и как тяжело быть графическим дизайнером, всякие детали о работе, и нудно было ответить на вопросы по этому интервью.

Последняя часть аудирования представляет собой небольшие монологи нескольких говорящих, которые объединены одной темой. В ходе моей сдачи экзамена, я слушала о людях, которые переезжали, то есть меняли страну проживания и с какими проблемами они сталкивались в ходе переезда, а именно сложности, связанные с новой культурой и языком общения. В этой части нужно уметь выделить основную мысль говорящего и отношение к вопросу.

Часть Speaking в CAE

В моем случае говорение проводилось в один и тот же день, что и письменная часть экзамена. Часто бывает, что говорение проходит в другой день, и я думаю в этом нет ничего плохого, потому что если говорение проводиться после основного письменного экзамена, то это просто очень тяжело физически – начинает болеть голова, голод и несколько часов активной работы мозга дают о себе знать.

Также знаю, что может быть такое, что часть говорения может проводится до письменной части в этот же день рано утром, что тоже очень тяжело физически, особенно если вы не «жаворонок», и не любите рано вставать, а тем более говорить по-английски на уровне Advanced рано утром. ;)

У меня была возможность познакомиться со своим партнером до экзамена, так как у нас был перерыв целый час и мы даже немного практиковали задания в формате экзамена вместе. Однако, здесь как повезет и нужно быть готовыми ко всему – партнеры бывают разные. Не уступайте и не доминируйте, ведите адекватную беседу, и самое главное, чтобы она была естественной.

В первой части задают общие вопросы о вас, вашей деятельности, хобби и могут задать какой-то специфический вопрос. У меня спросили чем я занимаюсь, и были ли у меня когда-либо проблемы в общении со сверстниками (да-да такой странный вопрос!). Но помните, что в первой части могут быть заданы любые вопросы общего характера или даже личного, которые касаются вас и вашего опыта. Заучивать что-то не имеет смысла, но рекомендую подготовить ответы на простые вопросы, а именно чем занимаетесь по жизни, откуда вы родом, как долго учите английский, информация о вашей семье.

Вторая часть – это работа над картинками, так называемый individual long turn. Нужно быстро за буквально одну минуту выбрать из предложенных картинок две и сравнить их, отвечая на заданные по ним вопросы. В моем случае были картинки на тему «Коммуникация, общение». Нужно было ответить почему люди решили общаться именно таким способом и насколько такое общение эффективно. Я говорила о двух картинках, на одной из которых девочка общается в чате социальной сети с кем-то, а на второй два человека общается друг с другом вживую. Затем задают вашему партнеру несколько вопросов по теме ваших картинок. Затем очередь вашего партнера и вы тоже должны внимательно слушать ответы кандидата, который отвечает, потому что вам тоже зададут вопрос по теме его или ее картинок.

В третьей части оба кандидата обсуждают аспекты, какого либо вопроса, работая с так называемой ментальной картой, то есть mind-map.

И наконец, в последней части экзаменатор задает вопросы, которые каким-либо образом связаны с темой ментальной карты, которую вы совместно обсуждали с вашим партнером.

Здесь не следует теряться, вы можете соглашаться с мнением партнера или вступать в полемику, однако, будьте вежливы и научитесь грамотно аргументировать свое мнение.

Мне запомнилось, что в последней части экзамена мы с партнером обсуждали вопросы как: что было бы если бы животные могли говорить с людьми, насколько тяжело вести коммуникацию с представителями старшего поколения, какой один из самых эффективных способов коммуникации в наше время.

Материалы для подготовки к CAE

Материалы от Cambridge:

  1. Детальный разбор экзамена
  2. PDF чек-листы, образцы тестов, лексика и грамматика
  3. Тестовые задания

Ресурсы из интернета:

  1. Общие подсказки по экзамену CAE
  2. Очень класный сайт по подготовке к C1 Advanced

Youtube видео:

Подробный разбор от носителя языка (видео 2014 года, но советы весьма дельные).

Готовьтесь к экзамену заранее – изучайте разделы учебников, решайте тесты прошлых лет и тесты сборников, зарекомендовавших себя изданий и у вас непременно все получится.

Мой итоговый CAE сертификат:

Учим языки с Анастасией Стояновой 2021